Молева Н., Белютин Э. -


"П.П.Чистяков теоретик и педагог"


 М.: Издательство Академии художеств СССР, 1953 г. | 265 стр. | pdf | 223 Mb

 Не касаясь биографии Чистякова, не анализируя его творчества, авторы настоящей книги поставили своей целью попытаться дать изложение и анализ собственно педагогической системы, стремясь выявить наиболее ценные её положения, которые могут быть практически использованы художниками, педагогами и учащимися в своей работе. Материалом для этого послужили обширные архивы Чистякова, его записные книжки, переписка, воспоминания и указания его современников и учеников.

                                 >> СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО <<

О художнике П.П. Чистякове


 "Единственным (в России) истинным учителем незыблемых законов формы" почтительно назвал П.П. Чистякова В.А. Серов. Такое признание педагогического таланта мастера стало заслуженно традиционным, подчас даже умаляя сам источник успеха - напряженную работу в искусстве. Однако в ней, несмотря на скромное количество завершенных картин, современники видели начало "настоящей" русской исторической живописи.
 За долгие годы учительства Чистяков разработал особую "систему рисования". Он учил видеть натуру, какой она существует и какой она кажется, соединять (но не смешивать) линейное и живописное начало, знать и чувствовать предмет независимо от того, что нужно изобразить, будь то скомканный лист бумаги, гипсовый слепок или сложный исторический сюжет. Другими словами, основные положения "системы" были формулой "живого отношения к природе", а рисование - способом ее познания.
 Методы Чистякова, вполне сопоставимые с методами знаменитых мюнхенских художественных школ, его способность угадать особый язык каждого таланта, бережное отношение к любому дарованию дали удивительные результаты. Разнообразие творческих индивидуальностей учеников мастера говорит само за себя - это В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, А.П. Рябушкин, В.А. Серов, В.И. Суриков и др.
 Вспоминая академические годы как самые светлые в своей художественной жизни благодаря занятиям у Чистякова, М.А. Врубель писал: "Он умел удивительно быстро развенчать в глазах каждого неофита мечты картинного мастерства и бредни гражданского служения искусствам; и на месте этого балласта зажечь любовь к тайнам искусства самодовлеющего, искусства избранных". Многогранная деятельность Чистякова стала тем важным и необходимым явлением, в котором сохранилась почти прервавшаяся нить преемственности между творчеством А.А. Иванова и искусством рубежа XIX и XX вв.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru